поэтому и нужно, что нельзя
Смотрели же тут эту чешскую сказку, "чертова невеста". Сюжет в таких штуках вовсе не на первом месте, на первом месте у нас - язык, на втором у меня лично - визуальная составляющая, и с ней в их сказках все в порядке.
Так что простота сюжета не минус.
Но по этому простенькому сюжету, а также по сюжетам других художественных произведений, получилось интересное наблюдение.
Сюжет сказки, с пропусками деталей:
читать дальше
Итого - черти поступают честно, люди поступают нечестно, святые ведут какую-то свою игру (но играют с чертом, а не с людьми, до людских проблем им дел нет, пока это не дает им повода как-то надавить на интересы чертей).
И все это, если не вдумываться, выглядит очень естественным: типа вот люди, они пытаются от черта спастись всеми силами, и вообще хеппи енд. А так-то выходит, что люди хуже всей пачки чертей.
Так что простота сюжета не минус.
Но по этому простенькому сюжету, а также по сюжетам других художественных произведений, получилось интересное наблюдение.
Сюжет сказки, с пропусками деталей:
читать дальше
Итого - черти поступают честно, люди поступают нечестно, святые ведут какую-то свою игру (но играют с чертом, а не с людьми, до людских проблем им дел нет, пока это не дает им повода как-то надавить на интересы чертей).
И все это, если не вдумываться, выглядит очень естественным: типа вот люди, они пытаются от черта спастись всеми силами, и вообще хеппи енд. А так-то выходит, что люди хуже всей пачки чертей.
Ну и сам сюжет мне очень знаком, когда "плохая" сторона договор блюдет, зато "хорошая" всеми силами отмазывается
и какие они при этом няшечки, буэДоа, для таких наблюдений в принципе даже сказок необязательно смотреть, на них просто заметнее, чем на живых людях
Учу: если ты "хороший", "плохих" надо обманывать, остальных - можно, особенно если "для их же блага".
в тех сказках плохие являются плохими по какому-то другому параметру. стандарты получаются двойными только когда эти сказки подсовывают те кто говорит что обмнывать не хорошо.
да, шансы на понимание близки к 0.
Если одна половина считает одно, а другая другое, и все тебя учат своему, то это не двойной стандарт, а два стандарта. Вот если один и тот же источник учит несовместимым вещам, то тогда это будет двойной стандарт. Вроде у сказок источник сильно другой, чем у религий, и они, сами по себе, двойного стандарта не несут.
А какая прочая литература?
Современное общество все же в основном основывается на религии в моральных вопросах, ну еще на кодексе строителя коммунизма.
Сказки старше всего этого, и устроены по другим правилам, затрудняюсь сказать какую функцию они несут сейчас, но, кажется, это не посвящение в моральные принципы.
Я не говорю что двойных стандартов нет в обществе, просто именно сказки мне не кажутся таким уж их индикатором.
Конкретно та, которую мы смотрели - могла быть и современной. Или современным усечением каких-то старых историй.
Можно плохую литературу считать отражением общественной морали? может и можно, не знаю.
Или стилизацией, которая неизбежно часть сюжетных приемов и закономерностей подхватывает.
со сказками такая штука, что это вполне себе фундамент под личный заборчик между "правильным" и "неправильным". одни только бабы в ожидании прынцев чего стоят... ну и вообще много всякого. особенно хорошо мысль укладывается в голову, если она из сказки в сказку повторяется.
я до сего коммента под сказками мыслил то что пришло совсем издалека, а сказки-то обновляются.
вот Карлсон - это же тоже сказка. Астрид Линдгрен, может, и нельзя обвинять в двойных стандартах, а вот дальнейших распространителей - легко.
я рассуждаю так, что пишут ее таки обычные (ну не инопланетяне, в смысле) люди, и если сюжеты-миры это дело фантазии, то придумать альтернативную полноценную систему ценностей могут не все. То есть, авторы вкладывают в текст свою систему и представление о прекрасном/ужасном, которая берется не с потолка, а во многом из их повседневности и доступных информационных источников, я это вижу как своего рода индикатор. В итоге это своего рода отражение действующих стандартов. И при желании вот это противоречие можно найти довольно часто.
Еще, в общем, а не к предыдущей мысли:
Я только сегодня читал рецензию (книгу не читал, моего имхо тут быть не может) о книге, где рецензента как раз этот же вопрос задел - что "хороший" герой по сути полная сволочь, если отбросить авторскую точку зрения. Слабый довод, но немного иллюстрирует, что не я один вижу подобное
да многие видят, мы в школе по поводу такого выдумали что в каждой книге среди героев один дурак, другой козел,
и дураками чаще оказывались злые.